Создание интерактивных тестов в MS Excel. Как создать тест в программе Excel Тестирование на знание программы excel
Дисциплина: «Практическое (производственное) обучение» / Авторство: сетевой ресурс. Доработан Хохловой Н.В. Частичное форматирование: Федулова К.А.
СОЗДАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ СРЕДСТВАМИ Microsoft Office
СОЗДАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ СРЕДСТВАМИ Excel............................................................... |
|||
ОБУЧАЮЩИЕ ТЕСТЫ........................................................................................................................ |
|||
ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ..................................................................................................................... |
|||
Тесты со свободным ответом................................................................................................. |
|||
Тесты с выбором нескольких вариантов ответа................................................................... |
|||
ОФОРМЛЕНИЕ ТЕСТА....................................................................................................................... |
|||
Кнопки перехода........................................................................................................................... |
|||
Формирование дизайна.............................................................................................................. |
|||
3.3 Защита теста от несанкционированного изменения............................................................... |
|||
СОЗДАНИЕ КРОССВОРДОВ........................................................................................................................ |
|||
Итоговое задание: ..................................................................................................................................... |
|||
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Пример теста со свободным ответом........................................................................ |
|||
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Пример теста с выбором ответа................................................................................. |
|||
ПРИЛОЖЕНИЕ С. Темы для тестов и кроссвордов по делопроизводству............................................ |
|||
Используемые источники...................................................................................................................... |
СОЗДАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ СРЕДСТВАМИ Excel
В настоящее время становится популярным для создания тестовых программ редактор электронных таблиц Excel, обладающий широкими возможностями в обработке числовой информации.
Наиболее интересными функциями Excel представляются логические, которые в сочетании с функциями обработки текста и арифметическими функциями позволяют создавать тестовые программы по любому предмету . Такие программы могут составлять не только преподаватели информатики и других учебных дисциплин, но и ученики,
имеющие начальные знания по Excel.
Перед работой в Microsoft Office Excel 2007 необходимо выполните следующие
действия: кликните по кнопке | Параметры Excel | Центр управления
безопасностью | Параметры центра управления безопасностью | Параметры макросов | Включить все макросы | ОК | ОК | закрыть приложение Excel и открыть его
заново.
Сохраните книгу Excel в выбранной вами папке (для Microsoft Office 2007
выберите тип файла Книга Excel с поддержкой макросов)
1 ОБУЧАЮЩИЕ ТЕСТЫ
Одним из эффективных способов контроля содержания обучения является тест.
Обучающий тест позволяет изучать новый материал на основе жизненного опыта и уже имеющихся знаний учащихся. Вопрос задаётся в лаконичной форме, а ответы должны быть представлены по возможности в развёрнутой форме. При неверном ответе желательно, чтобы не только было сообщение о том, что ответ неверный, но и объяснялось почему он неверный (высвечивалась подсказка).
ПОРЯДОК РАБОТЫ ПРИ СОЗДАНИИ ТЕСТА
1 Оформите на листе Лист 1 таблицу. Лист 1 назовите Вопросы .
.
назначьте этим ячейкам другой цвет. Для примера вопросы можно брать из приложения В.
2 Перейдите на Лист2 | в ячейку А1 введите слово Верно | в ячейку А2 введите Не верно .
3 В столбец В введите номера вопросов, в столбец С в строку, соответствующую вопросу
– верные ответы для данных вопросов.
4 Перейдите на Лист 1 и выделите ячейку С2.
Работа в Microsoft Office 2003 |
Работа в Microsoft Office 2007 |
Задайте команду Данные | Проверка | в |
Лента Данные | группа Работа с данными | |
Проверка данных | Проверка данных | в |
|
поле Тип данных выберите Список | в поле |
|
через точку с запятой |
Источник перечислите варианты ответа |
через точку с запятой |
|
Примечание : Помимо Списка для вопросов такого типа может быть задействован
элемент управления Радиокнопка . Вы уже использовали такой элемент, выполняя контрольную работу по информатике № 3.
5 Кликните вкладку Сообщение для ввода и в поле Сообщение введите фразу
Выберите правильный ответ из списка, ОК. Т.к. фраза Выберите правильный ответ из списка будет повторяться столько раз, сколько вопросов, то имеет смысл её скопировать в буфер (выделить и нажать Ctrl+C на клавиатуре), а затем, для следующих вопросов вставлять скопированную фразу из буфера (Ctrl+V).
6 Заполните ячейки столбца С до конца списка вопросов (п.п.4, 5).
7 Рядом с введенным ответом, в столбце D, должна будет появиться запись Верно или
Не верно в зависимости от выбранного ответа. Для этого поставьте курсор мышки на ячейку D2 | Кликните по в строке формул | Выберите категорию Логические |
Если | ОК. Появится окно |
кликните по полю Лог_выражение | кликните по ячейке C2| наберите на клавиатуре знак равенства «=» | перейдите на Лист 2| кликните по С1 (верному ответу на первый вопрос) | перейдите в поле Значение_если_истина | Перейдите на Лист2 | кликните по ячейке А1 | нажмите клавишу F4 | перейдите в поле Значение_если_ложь |
Перейдите на Лист2 | кликните по ячейке А2 | нажмите клавишу F4 | ОК. В результате должна сформироваться формула =ЕСЛИ(C2=Лист2!C1;Лист2!$A$1;Лист2!$A$2) |,
скопируйте формулу на все вопросы.
2 ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ
В проверочных тестах в отличии от обучающих нет подсказки о том верно или не верно ответил испытуемый на данный вопрос, а незримо для последнего происходит подсчёт правильных ответов, на основании которых затем выставляется отметка
Тесты могут быть итоговыми или промежуточными (тематическими). Итоговые тесты предназначены, для того чтобы объективно подтвердить достигнутый учащимися уровень обученности. Тематический тест призван способствовать улучшению самого учебного процесса.
2.1 Тесты со свободным ответом
Отличительной особенностью заданий в тестах со свободным ответом
заключается в том, что они должны порождать только один , запланированный разработчиком правильный ответ, а этого добиться зачастую трудно даже опытным разработчикам открытых заданий теста. Хотя внешне создание заданий этой формы выглядит достаточно просто.
2.1.1 Заполнение тестов
Для построения теста необходимо иметь достаточное количество заданий тестовой формы. Логическая конструкция заданий тестовой формы позволяет однозначно выразить законченную мысль, а при выборе правильного ответа получается истинное логическое высказывание. Ограничения по времени на выполнение заданий требуют краткой, четкой и однозначной постановки условия и такого же лаконичного ответа.
Оформите на листе Лист 1 таблицу. Лист 1 назовите Вопросы .
. Назовите лист Вопросы .
В графу Вопрос введите вопросы. Ответы ученик будет записывать в графу Введите ответ. Установите размер шрифта для ячеек с вопросами и ответами равный 14 и
назначьте этим ячейкам другой цвет.
2.1.2 Выставление отметки
Каким образом оценить выполнение учащимися проверочных заданий тестовой формы, чтобы эта оценка была объективным критерием результатов обучения? Подходы к проблеме оценивания в системе образования различны, порой даже диаметрально противоположны. Обычно для каждого задания за правильный ответ принято ставить один балл, за неправильный – ноль. Сумма всех баллов и есть тестовый балл испытуемого. Но существуют и другие схемы оценивания, все зависит от цели тестирования и вида теста.
1. Перейдите на Лист 2 . Оформите таблицу . В столбце А пронумерованы вопросы.
2. В столбец С для каждого вопроса в соответствующие строки введите верный ответ.
3. В столбец В для каждого вопроса будет заноситься 1, если ответ верный и 0 – если не верный. Для этого в ячейку В2 внесите формулу:
a. Поставьте курсор на ячейку В2;
b. Кликните по в строке формул;
4. Щелкните по полю Лог_выражение | перейдите на Лист1 «Вопросы » | щелкните по первой ячейке с ответом ученика (в нашем случае – это С2) | наберите знак равенства | перейдите на Лист2 | щёлкните по правильному ответу (в нашем случае
это С2) | в поле Значение_если_истина введите 1 | в поле Значение_если_ложь – 0 |
. Значения в столбце Е подсчитываются по формулам. Для этого используйте формулу СЧЁТЕСЛИ .
6. Перейдите на Лист3 (назовите его Результат) , здесь будет формироваться результирующая оценка.
7. Продумайте критерии выставления оценки, например, для вопросов, приведённых в Приложении А, могут быть такие критерии
Количество верных ответов |
|
8. Согласно выработанным критериям с использованием функции Если , опираясь на количество правильных ответов подсчитанных на Листе2, выставьте оценку.
9. Опираясь на таблицу правильных и неправильных результатов, расположенную на
Листе2, на Листе 3 постройте круговую диаграмму с указанием количества правильных значений и процентного соотношения правильных и неправильных ответов, т.е. при построении диаграммы установите Подписи данных: Значения и Доли .
10. Перейдите на лист Вопросы . В любую свободную ячейку под вопросами введите текст
Ваша оценка . Поставьте курсор на ячейку с этим текстом и задайте команду Вставка
(для работы в Microsoft Office 2007: кликните правой кнопкой по ячейке с текстом) |
выберите место в документе кликните по Результат | ОК
.
11. Перейдите на Лист 3 (Результат) . В любую свободную ячейку под диаграммой введите текст Назад к вопросам . Поставьте курсор на ячейку с этим текстом и задайте команду Вставка (для работы в Microsoft Office 2007: кликните правой кнопкой по тексту) | Гиперссылка | в появившемся окне кликните по Местом в документе | в поле Или выберите место в документе кликните по Вопросы |ОК .
12. Сформируйте дизайн теста (п.3.2 главы II).
13. Создайте защиту теста от несанкционированного изменения (п.3.3 главы II).
2.2 Тесты с выбором нескольких вариантов ответа
В тестах с выбором вариантов ответа можно выделить основную часть, содержащую постановку проблемы, и готовые ответы, сформулированные преподавателем. Среди ответов правильным обычно бывает только один, хотя не исключаются и другие варианты. Неправильные, но похожие на правильные и потому правдоподобные, ответы называются дистракторами. Число дистракторов редко бывает больше пяти, хотя в отдельных случаях, когда есть такая необходимость, может достигать шести-семи.
Для создания такого типа тестов (с выбором нескольких вариантов ответа) может
быть использован элемент управления Флажок CheckBox1 . Вы уже познакомились с этим элементом управления, при выполнении контрольной работы по информатике № 3, поэтому мы не будем здесь повторять правила работы с данным элементом. Если у вас возникнут проблемы при создании такого типа тестов, то вы всегда можете обратиться к помощи Интернета, или вспомнить, как вы выполняли контрольную работу № 3 по информатике.
3 ОФОРМЛЕНИЕ ТЕСТА
Эстетика не имеет прямого влияния на способность справиться с тестом, но косвенно настроение, с которым тестируемый приступает к работе, сказывается на результатах. Вы можете настраивать дизайн тестов по своему усмотрению, изменяя его внешний вид: задавайте фоновый цвет, используйте собственные шрифты, удаляйте стандартное оформление Excel. Дизайн должен быть ненавязчивым, спокойным, не отвлекать от основной работы и, если вы помещаете в качестве фона какую-нибудь картинку, то желательно, чтобы она отражала тему теста. Кроме того, тест должен быть защищён от несанкционированных изменений. Вносить какие-либо изменения можно только в ячейках, предоставленных для ввода ответов.
3.1 Кнопки перехода
Переходить от листа к листу можно не с помощью гиперссылок, а с помощью кнопок. Кнопки создаются до создания защиты листа.
Пусть Лист 1 будет титульный, на котором написана тема теста и кнопки Начать тестирование и Выход . На Лист 2 поместим вопросы с полями для ответов и кнопки
Результат , Очистить и Выход . Лист 3 – рабочий, который впоследствии будет скрыт от учеников. Лист 4 содержит информацию о результатах выполнения теста и кнопки
Часто для проверки качества знаний прибегают к использованию тестов. Их применяют также для психологического и других видов тестирования. На ПК с целью написания тестов довольно часто применяют различные специализированные приложения. Но с поставленной задачей может справиться даже обычная программа Microsoft Excel, которая имеется на компьютерах почти всех пользователей. Используя инструментарий данного приложения можно написать тест, который по функциональности мало чем будет уступать решениям, выполненным с помощью специализированного ПО. Давайте разберемся, как при помощи Экселя выполнить данную задачу.
Любой тест подразумевает выбор одного из нескольких вариантов ответа на поставленный вопрос. Как правило, их несколько. Желательно, чтобы после завершения теста пользователь уже видел сам, справился ли он с тестированием или нет. Выполнить эту задачу в Экселе можно несколькими путями. Давайте опишем алгоритм различных способов, как это сделать.
Способ 1: поле для ввода
Прежде всего, разберем самый простой вариант. Он подразумевает наличие списка вопросов, в котором представлены варианты ответов. Пользователь должен будет указать в специальное поле вариант того ответа, который он считает верным.
- Записываем сам вопрос. Давайте в этом качестве для простоты будем использовать математические выражения, а в качестве ответов – пронумерованные варианты их решения.
- Отдельную ячейку выделяем для того, чтобы пользователь мог вписывать туда номер того ответа, который он считает верным. Для наглядности помечаем её желтым цветом.
- Теперь перемещаемся на второй лист документа. Именно на нем будут располагаться правильные ответы, с которыми программа сверит данные пользователем. В одной ячейке пишем выражение «Вопрос 1» , а в соседнюю вставляем функцию ЕСЛИ , которая, собственно, и будет контролировать правильность действий пользователя. Для вызова этой функции выделяем целевую ячейку и жмем на значок «Вставить функцию» , размещенный около строки формул.
- Запускается стандартное окно Мастера функций . Переходим в категорию «Логические» и ищем там наименование «ЕСЛИ» . Поиски не должны быть долгими, так как это название размещено первым в перечне логических операторов. После этого выделяем данную функцию и жмем на кнопку «OK» .
- Производится активация окна аргументов оператора ЕСЛИ
. Указанный оператор имеет три поля, соответствующих числу его аргументов. Синтаксис данной функции принимает следующий вид:
ЕСЛИ(Лог_выражение;Значение_если_истина;Значение_если_ложь)
В поле «Логическое выражение» нужно вписать координаты той ячейки, в которую пользователь заносит ответ. Кроме того, в этом же поле нужно указать правильный вариант. Для того, чтобы внести координаты целевой ячейки, устанавливаем курсор в поле. Далее возвращаемся на Лист 1 и отмечаем элемент, который мы предназначили для написания номера варианта. Его координаты тут же отобразятся в поле окна аргументов. Далее, чтобы указать правильный ответ в этом же поле после адреса ячейки вписываем выражение без кавычек «=3» . Теперь, если пользователь в целевой элемент поставит цифру «3» , то ответ будет считаться верным, а во всех остальных случаях – неверным.
В поле «Значение если истина» устанавливаем число «1» , а в поле «Значение если ложь» устанавливаем число «0» . Теперь, если пользователь выберет правильный вариант, то он получит 1 балл, а если неправильный – то 0 баллов. Для того, чтобы сохранить введенные данные, жмем на кнопку «OK» в нижней части окна аргументов.
- Аналогичным образом составляем ещё два задания (или любое нужное нам количество) на видимом для пользователя листе.
- На Листе 2 с помощью функции ЕСЛИ обозначаем правильные варианты, как мы это делали в предыдущем случае.
- Теперь организуем подсчет баллов. Его можно сделать с помощью простой автосуммы. Для этого выделяем все элементы, где содержится формула ЕСЛИ и жмем на значок автосуммы, который расположен на ленте во вкладке «Главная» в блоке «Редактирование» .
- Как видим, пока сумма равна нулю баллов, так как мы не ответили ни на один пункт тестирования. Наибольшее количество баллов, которые в данном случае может набрать пользователь – 3 , если он правильно ответит на все вопросы.
- При желании можно сделать так, что количество набранных баллов будет выводиться и на пользовательский лист. То есть, пользователь будет сразу видеть, как он справился с задачей. Для этого, выделяем отдельную ячейку на Листе 1 , которую называем «Результат» (или другим удобным наименованием). Чтобы долго не ломать голову, просто ставим в неё выражение «=Лист2!» , после чего вписываем адрес того элемента на Листе 2 , в котором находится автосумма баллов.
- Проверим, как работает наш тест, намеренно допустив одну ошибку. Как видим, результат данного теста 2 балла, что соответствует одной допущенной ошибке. Тест работает корректно.
Способ 2: выпадающий список
Организовать тест в Экселе можно также при помощи выпадающего списка. Посмотрим, как это выполнить на практике.
- Создаем таблицу. В левой её части будут задания, в центральной части – ответы, которые пользователь должен выбрать из предложенного разработчиком выпадающего списка. В правой части будет отображаться результат, который автоматически генерируется в соответствии с правильностью выбранных ответов пользователем. Итак, для начала построим каркас таблицы и введем вопросы. Применим те же задания, которые использовали в предыдущем способе.
- Теперь нам предстоит создать список с доступными ответами. Для этого выделяем первый элемент в столбце «Ответ» . После этого переходим ко вкладке «Данные» . Далее выполняем щелчок по значку «Проверка данных» «Работа с данными» .
- После выполнения данных шагов активируется окно проверки видимых значений. Перемещаемся во вкладку «Параметры» , если оно было запущено в какой-либо другой вкладке. Далее в поле «Тип данных» из выпадающего списка выбираем значение «Список» . В поле «Источник» через точку с запятой нужно записать варианты решений, которые будут отображаться для выбора в нашем выпадающем списке. Затем щелкаем по кнопке «OK» в нижней части активного окна.
- После этих действий справа от ячейки с вводимыми значениями появится пиктограмма в виде треугольника с углом, направленным вниз. При клике по ней будет открываться список с введенными нами ранее вариантами, один из которых следует выбрать.
- Аналогичным образом составляем списки и для других ячеек столбца «Ответ» .
- Теперь нам предстоит сделать так, чтобы в соответствующих ячейках столбца «Результат» отображался факт того, верным является ответ на задание или нет. Как и в предыдущем способе сделать это можно при помощи оператора ЕСЛИ . Выделяем первую ячейку столбца «Результат» и вызываем Мастер функций посредством нажатия на значок «Вставить функцию» .
- Далее через Мастер функций при помощи того же варианта, который был описан в предыдущем способе, переходим к окну аргументов функции ЕСЛИ . Перед нами открывается то же окно, которое мы видели в предыдущем случае. В поле «Логическое выражение» указываем адрес ячейки, в которой выбираем ответ. Далее ставим знак «=» и записываем верный вариант решения. В нашем случае это будет число 113 . В поле «Значение если истина» устанавливаем количество баллов, которое мы хотим, чтобы начислялось пользователю при правильном решении. Пусть это, как и в предыдущем случае, будет число «1» . В поле «Значение если ложь» устанавливаем количество баллов. В случае неверного решения пусть оно будет равно нулю. После того, как вышеуказанные манипуляции выполнены, жмем на кнопку «OK» .
- Аналогичным образом внедряем функцию ЕСЛИ в остальные ячейки столбца «Результат» . Естественно, что в каждом случае в поле «Логическое выражение» будет собственный вариант правильного решения, соответствующий вопросу в данной строке.
- После этого делаем итоговую строку, в которой будет подбиваться сумма баллов. Выделяем все ячейки столбца «Результат» и щелкаем уже знакомый нам значок автосуммы во вкладке «Главная» .
- После этого с помощью выпадающих списков в ячейках столбца «Ответ» пытаемся указать правильные решения на поставленные задания. Как и в предыдущем случае, в одном месте умышленно допускаем ошибку. Как видим, теперь мы наблюдаем не только общий результат тестирования, но и конкретный вопрос, в решении которого содержится ошибка.
Способ 3: использование элементов управления
Провести тестирование можно также, используя для выбора вариантов решения элементы управления в виде кнопки.
- Для того чтобы иметь возможность использовать формы элементов управления, прежде всего, следует включить вкладку «Разработчик» . По умолчанию она отключена. Поэтому, если в вашей версии Excel она ещё не активирована, то следует провести некоторые манипуляции. Прежде всего, перемещаемся во вкладку «Файл» . Там выполняем переход в раздел «Параметры» .
- Активируется окно параметров. В нём следует переместиться в раздел «Настройка ленты» . Далее в правой части окна устанавливаем флажок около позиции «Разработчик» . Для того чтобы изменения вступили в силу жмем на кнопку «OK» в нижней части окна. После этих действий вкладка «Разработчик» появится на ленте.
- Прежде всего, вписываем задание. При использовании данного способа каждое из них будет размещено на отдельном листе.
- После этого переходим в недавно активированную нами вкладку «Разработчик» . Щелкаем по значку «Вставить» , который размещен в блоке инструментов «Элементы управления» . В группе значков «Элементы управления формы» выбираем объект под названием «Переключатель» . Он имеет вид круглой кнопки.
- Кликаем по тому месту документа, где желаем разместить ответы. Именно там появится нужный нам элемент управления.
- Затем вписываем один из вариантов решения вместо стандартного наименования кнопки.
- После этого выделяем объект и кликаем по нему правой кнопкой мыши. Из доступных вариантов действий выбираем пункт «Копировать» .
- Выделяем расположенные ниже ячейки. Затем кликаем правой кнопкой мыши по выделению. В появившемся списке выбираем позицию «Вставить» .
- Далее производим вставку ещё два раза, так как мы решили, что вариантов решения будет четыре, хотя в каждом конкретном случае их число может отличаться.
- Затем переименовываем каждый вариант, чтобы они не совпадали друг с другом. Но не забываем и о том, что один из вариантов обязательно должен быть верным.
- Далее оформляем объект для перехода к следующему заданию, а в нашем случае это означает переход к следующему листу. Опять жмем на значок «Вставить» , расположенный во вкладке «Разработчик» . На этот раз переходим к выбору объектов в группе «Элементы ActiveX» . Выбираем объект «Кнопка» , который имеет вид прямоугольника.
- Кликаем по области документа, которая расположена ниже введенных ранее данных. После этого на ней отобразится нужный нам объект.
- Теперь нам нужно поменять некоторые свойства образовавшейся кнопки. Кликаем по ней правой кнопки мыши и в открывшемся меню выбираем позицию «Свойства» .
- Открывается окно свойств элемента управления. В поле «Name» меняем название на то, которое будет более актуальным для этого объекта, в нашем примере это будет наименование «Следующий_вопрос» . Заметьте, что в данном поле не допускается наличие пробелов. В поле «Caption» вписываем значение «Следующий вопрос» . Тут уже пробелы допускаются, и именно это наименование будет отображаться на нашей кнопке. В поле «BackColor» выбираем цвет, который будет иметь объект. После этого можно закрывать окно свойств, нажав на стандартный значок закрытия в его верхнем правом углу.
- Теперь кликаем правой кнопкой мыши по наименованию текущего листа. В открывшемся меню выбираем пункт «Переименовать» .
- После этого наименование листа становится активным, и мы вписываем туда новое название «Вопрос 1» .
- Опять кликаем по нему правой кнопкой мыши, но теперь в меню останавливаем выбор на пункте «Переместить или скопировать…» .
- Запускается окно создания копии. Устанавливаем в нем галочку около пункта «Создать копию» и жмем на кнопку «OK» .
- После этого изменяем название листа на «Вопрос 2» тем же способом, как это делали ранее. Данный лист пока содержит полностью идентичное содержимое, что и предыдущий лист.
- Меняем номер задания, текст, а также ответы на этом листе на те, которые считаем нужными.
- Аналогичным образом создаем и изменяем содержимое листа «Вопрос 3» . Только в нем, так как это последнее задание, вместо наименования кнопки «Следующий вопрос» можно поставить название «Завершить тестирование» . Как сделать это уже обсуждалось ранее.
- Теперь возвращаемся на вкладку «Вопрос 1» . Нам нужно привязать переключатель к определенной ячейке. Для этого щелкаем правой кнопкой мыши по любому из переключателей. В открывшемся меню выбираем пункт «Формат объекта…» .
- Активируется окно формата элемента управления. Перемещаемся во вкладку «Элемент управления» . В поле «Связь с ячейкой» устанавливаем адрес любого пустого объекта. В него будет выводиться число в соответствии с тем, какой именно по счету переключатель будет активен.
- Аналогичную процедуру проделываем и на листах с другими заданиями. Для удобства желательно, чтобы связанная ячейка находилась в одном и том же месте, но на разных листах. После этого опять возвращаемся на лист «Вопрос 1» . Кликаем правой кнопкой мыши по элементу «Следующий вопрос» . В меню выбираем позицию «Исходный текст» .
- Открывается редактор команд. Между командами «Private Sub»
и «End Sub»
нам следует написать код перехода на следующую вкладку. В указанном случае он будет выглядеть так:
Worksheets("Вопрос 2").Activate
После этого закрываем окно редактора.
- Аналогичную манипуляцию с соответствующей кнопкой делаем на листе «Вопрос 2»
. Только там вписываем следующую команду:
Worksheets("Вопрос 3").Activate
- В редакторе команд кнопки листа «Вопрос 3»
производим следующую запись:
Worksheets("Результат").Activate
- После этого создаем новый лист под названием «Результат» . На нем будет отображаться результат прохождения теста. Для этих целей создаем таблицу из четырёх колонок: «Номер вопроса» , «Правильный ответ» , «Введенный ответ» и «Результат» . В первый столбец вписываем по порядку номера заданий «1» , «2» и «3» . Во втором столбце напротив каждого задания вписываем номер положения переключателя, соответствующий правильному решению.
- В первой ячейке в поле «Введенный ответ» ставим знак «=» и указываем ссылку на ту ячейку, которую мы связали с переключателем на листе «Вопрос 1» . Аналогичные манипуляции проводим с ячейками ниже, только для них указываем ссылки на соответствующие ячейки на листах «Вопрос 2» и «Вопрос 3» .
- После этого выделяем первый элемент столбца «Результат» и вызываем окно аргументов функции ЕСЛИ тем же способом, о котором мы говорили выше. В поле «Логическое выражение» указываем адрес ячейки «Введенный ответ» соответствующей строки. Затем ставим знак «=» и после этого указываем координаты элемента в столбце «Правильный ответ» той же строки. В полях «Значение если истина» и «Значение если ложь» вводим числа «1» и «0» соответственно. После этого жмем на кнопку «OK» .
- Для того, чтобы скопировать данную формулу на диапазон ниже, ставим курсор в правый нижний угол элемента, в котором располагается функция. При этом появляется маркер заполнения в виде крестика. Жмем на левую кнопку мыши и тянем маркер вниз до конца таблицы.
- После этого для подведения общего итога применяем автосумму, как это уже делали не один раз.
Мы остановили внимание на различных способах создания тестирования с помощью инструментов программы Excel. Конечно, это далеко не полный перечень всех возможных вариантов создания тестов в этом приложении. Комбинируя различные инструменты и объекты, можно создать тесты абсолютно непохожие друг на друга по функционалу. В то же время нельзя не отметить, что во всех случаях при создании тестов используется логическая функция ЕСЛИ .
Электронные тесты в настоящее время широко применяются как в образовательных учреждениях при проверке знаний обучающихся, так и на предприятиях при проверки компетентности сотрудников. Электронный тест удобен тем, что компьютер сразу же выдает оценку или результат тестирования. Существуют различные программные средства для создания электронных тестов.
Один из наиболее простых вариантов – создать тест при помощи электронных таблиц Excel. Для создания теста необходимо иметь сам тест и систему оценки результатов тестирования.
Рассмотрим создание теста на примере создания теста для школьников, изучающих язык разметки гипертекста. Ниже на рисунке приведен фрагмент теста уже оформленного на листе Excel, необходимо настроить для него автоматическую выдачу результатов.
1) Напротив каждого вопроса находится ячейка для ввода варианта ответа, для этих ячеек задаем следующие свойства:
- устанавливаем внешние границы: Главная – Шрифт — Границы — Внешние границы ;
- снимаем защиту ячейки – щелкаем правой кнопкой мыши на выделенной ячейке и во всплывающем меню выбираем пункт Формат ячеек… , в диалоговом окне Списки выбираем вкладку Защита , убираем галочку перед опцией Защищаемая ячейка .
Эти пункты выполняем для всех ячеек, в которых предполагается ввод данных — это ячейки для ввода персональных данных и ячейки для ввода выбранного варианта ответа на вопрос.
2) Устанавливаем признак правильного ответа. В соседней ячейке рядом с ячейкой ввода варианта ответа (в примере ячейка F4 ) вводим формулу, которая выводит «1» при правильном ответе и «0» при неправильном ответе. Для ввода формулы можно воспользоваться мастером функций либо ввести формулу вручную в ячейке, в данном примере используем функцию =ЕСЛИ(E4=2;1; 0):
В логическом выражении Е4=2, сравниваем с «2», так как под номером 2 находится правильный вариант ответа и если в ячейке Е4 будет введено 2, то в ячейке F4 результат будет «1», иначе – «0». Данную функцию копируем напротив каждой ячейки ввода варианта ответа, меняем только номер правильного ответа.
3) Подсчитываем набранное количество баллов. В конце теста суммируем значения по столбцу с признаком правильного ответа. В конце теста под всеми ответами подсчитываем количество единичек (правильных ответов) вводим функцию СУММ . Для приведенного примера в ячейке F37 вводим =СУММ(F4:F36) .
4) Оцениваем результат тестирования в соответствии с набранным количеством баллов. В данном примере принята следующая схема соответствия:
10 баллов – оценка «5»,
9-8 баллов – оценка «4»,
7-4 баллов — оценка «3»,
меньше 4 баллов – оценка «2».
Для принятого оценивания следует ввести формулу: =ЕСЛИ(F37=10;5;ЕСЛИ(F37>=8;4;ЕСЛИ(F37>=4;3;2)))
в ячейке Е37
.
Вместо принятого школьного оценивания можно использовать текстовый эквивалент – «отлично», «хорошо» и т.п., тогда формула будет выглядеть так: =ЕСЛИ(F37=10;»отлично»;ЕСЛИ(F37>=8;»хорошо»;ЕСЛИ(F37>=4;»удов.»;»неудов.»))).
5) Скрываем признаки правильных ответов. Столбец F , в котором занесены функции, выдающие признак правильного ответа, скрываем, чтобы он не был виден тому, кто проходит тест. Для этого выполняем следующее – щелкаем правой кнопкой мыши на заголовке столбца, во всплывающем меню выбираем пункт Скры ть .
Excel1. Открыть программу Microsoft Excel
2. В нужном месте открывшегося окна сделать заголовок, «Тестовая программа по математике». Для этого можно заранее подготовить ячейку, путем объединения ячеек: выделить объединяемые ячейки, и выполнить следующие команды: Формат – ячейки – выравнивание, проставить галочку напротив объединение ячеек и нажать ОК.
В объединенных ячейках и записываете заголовок теста:
https://pandia.ru/text/78/496/images/image003_1.jpg" width="540" height="210">
4. Наберём вопросы и разместим варианты ответов:
5. Оформим выбор: в ячейке В4 (напротив первого вопроса), выделим эту ячейку, нажмем меню Данные-Проверка
Из опций «Тип данных» нужно выбрать «список», после этого появится окно ввода «Источник». Нажать на кнопку , после чего выделить ячейки с ответами (в нашем случае это)
Мы увидим, что около ячейки В4 имеется кнопка для выбора. Нажав её, получим варианты.
6. Поместим в соседнюю ячейку С4 функцию проверки
=ЕСЛИ(B4=" ";" ";ЕСЛИ(B4=K4;"да";"нет"))
где K4 –это адрес ячейки с правильным ответом на первый вопрос.
Смысл функции в следующем:
· Если в тестируемой ячейке пусто, то в ячейку, содержащую функцию, тоже поместить пусто (нет ответа – нет реакции).
· Иначе, если там не пусто, то, если ответ совпадает с верным, то поместить «да», иначе «нет».
7. Аналогично строим вопросы и ответы, копируем функцию и не забываем менять адрес ячейки с правильным ответом в функции.
= СЧЕТЕСЛИ(С4:С8; «да»)
Функция даст столько баллов, сколько раз слово «да» встретилось в ячейках с С4 по С8.
Сохраните программу .
Роль такого теста закрепляюще-тренирующая, нежели контролирующая. Однако придать тесту подобие строгости можно. Для этого нужно:
- с помощью меню Формат
лишить защиты те ячейки, в которые вносится ответ и реакция, а также подсчет баллов: выделить заголовки столбцов, в ячейках которых имеются ответы и нажать Формат-Скрыть.
Можно также скрыть формулы. Затем (Сервис) защитить лист.
Можно оценить тест. Для этой цели нужно выбрать ячейку, в которой создать формулу для получения оценки.
Например, для нашего примера в ячейку С11 поместить формулу
=ЕСЛИ(C9=" ";" ";ЕСЛИ(C9=5;"5";ЕСЛИ(C9=4;"4";ЕСЛИ(C9=3;"3";"2"))))
Сохраните программу .
А теперь проверьте, как работает программа.
Если вы ответили на все вопросы теста правильно, то окно выполненных действий выглядит так:
Закрывая окно Excel, результат не сохраняйте.
Представьт себе ситуацию: вам поручили провести тестирование учеников. Учеников в классе более 20, вопросов в тесте — 10. Времени на подведение итогов у вас совсем немного. И тут вы применяете свои знания в Excel 2010 и составляете таблицу, в которой ученик вводит ответы на вопросы теста, а созданная вами программа в виде таблицы выдает ему оценку в зависимости от количества ошибок. А теперь опишем процесс создания такой таблицы.
Готовим таблицу (рис. 10.5). В первой строке - номера 10 вопросов. Тексты вопросов могут быть даны ниже, сделаны примечаниями и т. д. Как вам удобнее.
Во вторую строку, которая называется «Опрос по теме № 1», ученики будут вводить свои варианты ответов. В третьей строке введены формулы, которые содержат правильные ответы теста. Допустим, в нашем тесте ученики выбирают из трех вариантов ответов. Не волнуйтесь, эту строку мы потом скроем и она не будет видна. Обратите внимание на формулу в ячейке B3 на рис. 10.5. Я использовала здесь логическую функцию из библиотеки Excel. В общем виде она выглядит так: ЕСЛИ(лог_выражение; значение_если_истина; значение_если_ложь). Функция ЕСЛИ возвращает одно значение, если указанное условие дает в результате значение ИСТИНА, и другое значение, если условие дает в результате значение ЛОЖЬ.
Простыми словами: первый аргумент функции (лог_выражение) - логическое выражение, которое функция проверяет. Если выражение верно, то функция на выходе выдает второй аргумент (значение_если_ истина), если выражение неверно, то на выходе функции - третий аргумент (значение_если_ложь). Аргумент лог_выражение - обязательный. Например, В2=1 - логическое выражение; если значение в ячейке В2 равно 1, это выражение принимает значение ИСТИНА, в противном случае - значение ЛОЖЬ. В этом аргументе может использоваться любой оператор сравнения.
Операторы сравнения в Excel:
- если правильных ответов 9 или 10, то оценка 5;
- если правильных ответов 8 или 7, то оценка 4;
- если правильных ответов от 6 до 4, то оценка 3;
- если правильных ответов от 3, то оценка 2;
- если правильных ответов 2 или 1, то оценка 1.
Я привожу этот пример, чтобы рассказать, что в качестве аргумента функции ЕСЛИ может быть любая логическая функция. И таких вложенных функций может быть не больше 64. Но я себе слабо представляю, как можно соорудить логическую конструкцию из 64 вложенных функций и не запутаться… Давайте хотя бы с тремя попробуем разобраться.
Смотрите на формулу на рис. 10.7. Разбор таких «матрешек» всегда нужно начинать с самой маленькой, то есть с самой внутренней функции, в нашем случае она выглядит так: =ЕСЛИ(L3>2;2;1) . Эта функция проверяет количество правильных ответов (строка 3 у нас скрыта, ее можно увидеть на рис. 10.5). Если правильных ответов больше 2, то на выходе оценка 2, если не больше 2 (а не больше 2, значит, меньше или равно 2),
то 1.
Следующая «матрешка»: =ЕСЛИ(L3>3;3;ЕСЛИ(L3>2;2;1)) . Если количество правильных ответов больше 3, то оценка 3, если не больше 3 (то есть меньше или равно 3), то проверяется первое условие и в зависимости от результата выставляется 2 или 1.
Третий уровень: =ЕСЛИ(L3>6;4;ЕСЛИ(L3>3;3;ЕСЛИ(L3>2;2;1))) . Если количество правильных ответов больше 6, то оценка 4. Если меньше, то проверяются последовательно второе и первое условие и ставятся оценки 3, 2 или 1.
И последний уровень. =ЕСЛИ(L3>8;5;ЕСЛИ(L3>6;4;ЕСЛИ(L3>3;3;ЕСЛИ(L3>2;2;1)))) Для отличников - тех, кто даст больше 8 правильных ответов. Им - оценка 5. Если правильных ответов меньше 8, то программа проверяет последовательно все ЕСЛИ и выставляет 4, 3, 2 или 1.
В Excel есть целый раздел логических функций. Они могут работать и в качестве отдельных функций, и в качестве аргументов друг друга. С их помощью вы сможете выстраивать самые сложные логические цепочки. Рассмотрим некоторые логические функции.
И(логическое_значение1;логическое_значение2;…) - возвращает значение ИСТИНА, если в результате вычисления всех аргументов получается значение ИСТИНА; возвращает значение ЛОЖЬ, если в результате вычисления хотя бы одного из аргументов получается значение ЛОЖЬ. Аргумент логическое_значение1 - обязательный. Это первое проверяемое условие, вычисление которого дает значение ИСТИНА или ЛОЖЬ. Аргументы логическое_значение2 и далее - необязательные. Этих условий может быть не более 255.
Функция И проверяет все логические значения, которые записаны у нее в аргументах. Если все они верны, то функция на выходе выдает значение ИСТИНА, если хотя бы одно выражение неверно, то на выходе ЛОЖЬ. Посмотрите пример на рис. 10.8.
Функцию И можно использовать как аргумент к функции ЕСЛИ. Например: =ЕСЛИ(И(1
И(1 Если ЛОЖЬ (значение в ячейке А1 не попадает в интервал от 1 до 100), то на выходе - текст «Значение вне интервала». Посмотрите на рис. 10.9. Здесь в столбце A - исходные значения, а в столбце В - результат выполнения описанной функции. ИЛИ(логическое_значение1;логическое_значение2;…)
- возвращает значение ИСТИНА, если хотя бы один из аргументов имеет значение ИСТИНА. Возвращает значение ЛОЖЬ, если все аргументы имеют значение ЛОЖЬ. Аргумент логическое_значение1 - обязательный. Аргумент логическое значение2 и далее - необязательные. Функция работает так же, как и И, только значение ИСТИНА она принимает гораздо чаще. Ей для этого достаточно, чтобы хотя бы одно из поставленных условий соблюдалось.